Одна на миллион пробирок

Одна на миллион пробирок

Автоматизация учёта данных в клинико-диагностических лабораториях позволяет увеличить объёмы выполняемых исследований в полтора-два раза, не перегружая персонал. Сделать это можно с помощью ЛИС — лабораторной информационной системы.
Одна на миллион пробирок
Одна на миллион пробирок Фото: Одна на миллион пробирок
Автоматизация учёта данных в клинико-диагностических лабораториях позволяет увеличить объёмы выполняемых исследований в полтора-два раза, не перегружая персонал. Сделать это можно с помощью ЛИС — лабораторной информационной системы.
«Ручные» ошибки 

Нужна ли автоматизация лабораториям? Конечно. Это удобно, современно, повышает производительность труда, отвечает целям, которые заложены в национальном проекте «Здоровье». Но лаборатории бывают разными. Одна выполнит миллион исследований в год, другая — пять миллионов… а третья — десять тысяч. Подход к внедрению новых технологий у них должен быть разный. Как разобраться с этим? Изучив мнения экспертов.  

Типовые проблемы, с которыми борется сегодня медицина в клинико-диагностических лабораториях с помощью автоматизации, сводятся к нескольким направлениям. Во-первых, затраты времени на обработку сведений. Когда лаборанту нужно от руки вписывать данные и переносить их из одного источника в другие, на регистрацию сведений об одном пациенте может уходить до 10 минут. Во-вторых, при ведении документации вручную высока вероятность ошибки. Неточности могут привести к тому, что страховая организация откажется оплачивать выполненный анализ.  

С третьей проблемой сталкиваются учреждения, которые закупили высокопроизводительные автоматические анализаторы, но не установили лабораторную информационную систему. Анализаторы, в основном, ориентированы на обмен данными с ЛИС. И если вводить задания вручную, дорогое оборудование никогда не получится загрузить полностью. Например: биохимический анализатор с производительностью 1,6 тысяч тестов в час в лаборатории диагностического клинического центра Москвы до внедрения ЛИС выполнял только 3 тысячи тестов в день. Остальное время уходило на ввод информации.  

Четвёртая проблема состоит в хранении данных и их последующем использовании. Если документы пылятся в архиве в печатном виде, повторная выдача результата становится серьёзной задачей и требует больших трудозатрат. Аналогично с отчётностью: анализ бумажных журналов занимает часы, цифровых – секунды.  

Что может ЛИС?  

Проблемы есть, решения — тоже есть. Но как это работает на практике? Руководитель отдела «Автоматизация лабораторий» компании «Фирма ГАЛЕН» Михаил Светашев и его коллеги в интервью порталу «Itweek» рассказали об опыте повышения производительности труда в медицинских лабораториях за счёт технических решений.  

По словам Михаила, первым шагом было внедрение автоматических анализаторов. Лишь затем учреждения начали устанавливать ЛИС, как технологию, которая позволяет эффективно использовать возможности современного оборудования.  

В представлениях экспертов сейчас в организации работы клинико-диагностических лабораторий под автоматизацией подразумевается использование ЛИС на каждом этапе деятельности лаборатории: от обмена данными с оборудованием до финансово-экономического планирования и отправки отчётности во внешние информационные системы. Руководитель отдела внедрения компании «РосЛабСистем» Роман Солоненко объясняет: лабораторные системы изначально были программами, которые автоматизировали конкретные технологические процессы, но сейчас перешли к уровню «корпоративных информационных систем». Они помогают автоматизировать все подразделения, которые имеют отношения к лабораторной диагностике.  

Какие задачи решает ЛИС? Директор по развитию научно-производственного объединения «АЛТЭЙ» Владимир Михеев считает, что компании-разработчики обычно декларируют списки функций лабораторных информационных систем, которые на 80-90% дублируют друг друга. Причина тому, скорее всего, в однородности запроса конечного потребителя — лечебно-профилактического учреждения — к внедряемой ЛИС.  

Основные функции систем начинаются с регистрации данных о пациентах и материале, который поступил на исследование. Важен также обмен данными с лабораторными анализаторами, контроль качества исследований, интеграция с внешними информационными системами (Единая государственная информационная система здравоохранения, ОМС и другими). ЛИС также должна технически обеспечивать финансово-экономическую деятельность, готовить бланки с результатами анализов, формировать отчёты и хранить данные в архиве с возможностью доступа к нему.  

Нужен стандарт  

Начальник отдела информационных систем компании «БиоХимМак» Георгий Отставнов отмечает, что стандартный набор функций ЛИС упомянут в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000. По мнению эксперта, его берут за основу разработчики ЛИС. В то же время, официальных отечественных нормативов к системам пока не существует. Нет такого документа, который бы определил критерии качества реализации той или иной функции в ЛИС.  

Эксперты считают, что стандартизировать нужно, в первую очередь, не информационную систему, а саму лабораторию, точнее её деятельность. По словам Романа Солоненко, каждая лаборатория до сих пор самостоятельно решает многие оргвопросы, подчас — изобретая велосипед. Поэтому рано говорить о едином подходе к построению ЛИС или стандартизации её функций. Со стороны экспертов прозвучали предложение: как первый шаг — установить единые типы пробирок, подходящие для автоматических анализаторов.  

Владимир Михеев считает, что государственный норматив даст импульс развитию лабораторной службы в стране и индустрии разработки ЛИС. В качестве примера он привёл приказ Минздрава МЗ № 220, который очень подробно описывает контроль качества в лаборатории: как бизнес-процесс. Текст приказа не допускает расхождений в толкованиях, поэтому после появления норматива руководители лабораторий стали организовывать контроль качества на должном уровне и соответственно финансировать. Производители ЛИС, зная чёткие параметры этого этапа в лаборатории, подстроили свои программные продукты под соответствие им. Таким образом контроль качества стал одной из самых информатизированных областей в лабораторной медицине.  

Как в цеху  

Эксперты говорят о том, что пока полностью автоматизированных лабораторий мало. Это трудоёмкий процесс, поскольку в систему нужно заводить много данных, справочной информации, интегрировать ЛИС с оборудованием и техников. По словам Романа Солоненко, значительное время может занимать этап подключения лабораторного оборудования. По результативности этого процесса часто судят об успехе проекта по автоматизации лаборатории в целом. Скорость внедрения может зависеть также от производителей оборудования: насколько легко они идут на контакт с разработчиками программ и предоставляют техническую документацию для создания драйверов.  

Михаил Светашев сравнивает лабораторию с промышленным производством. Там есть «сырьё», есть «заказчики» и «заказ». Структурные подразделения лаборатории являются «рабочими участками», где «сырьё» нужно обработать — исследовать и получить результат. Итоговый «продукт» в виде результата анализа отправляется «заказчикам». И каждый этап производства должен быть правильно оформлен, рассортирован и записан. Эксперт сравнивает работу лаборатории с типовым технологическим циклом промышленного предприятия. Именно эта похожесть, по его мнению, определяет особенности автоматизации лабораторий, не идентичные с подобными задачами в других подразделениях лечебно-профилактического учреждения.  

Руководитель информационной службы Салехардской окружной больницы, директор Медицинского информационно-аналитического центра Ямало-Ненецкого автономного округа Андрей Иванов связывает с внедрением ЛИС повышение уровня проведения научных исследований по лабораторной диагностике, формирования новых знаний.  

Отдалённые перспективы, с его точки зрения, ещё более положительные — несмотря на трудности при внедрении ЛИС. Когда накопятся данные о большом количестве результатов исследований, можно будет анализировать значимость того или иного лабораторного показателя при постановке диагноза. Или выявлять связь между показателем и исходом заболевания. Или определять по результатам анализов успех или провал той или иной врачебной тактики. Эксперт считает: когда накопится большой объём цифровых данных, можно будет всерьёз говорить о создании математическом модели заболевания. Путь к этому лежит через использование в медицине информационных систем.  

 

Комментарии (0)

    Новости

    1603362403

    В Андроповском районе отремонтировали дорогу за 3,7 миллиона рублей

    1603299307

    «Хрущёвка» в Минводах трещит по швам

    1603264735

    В селе Минераловодского округа обустроят временную амбулаторию к 1 декабря

    1603218028

    Отдыхавшую на КМВ москвичку с подозрением на коронавирус госпитализировали в краевую инфекционку

    1603211302

    Бактерицидные облучатели подарили медсёстры горбольнице Железноводска

    1603210715

    Подземный переход на ж/д вокзале Минвод снова стал причиной жалоб горожан

    1603123351

    В Минводах свозили мусор на закрытый полигон вопреки запрету

    1603102780

    Ставропольские медработники получили ещё 17 спецмашин

    1602953629

    Ставропольские учёные учат роботов выращивать томаты

    1602875173

    Бизнесвумен судится с администрацией Минвод за право открыть гостевой дом

    Наши авторы

    Валерия Мартынова

    Валерия Мартынова

    Раисат Зайнудинова

    Раисат Зайнудинова

    Анастасия Ряжская

    Анастасия Ряжская

    Вита Кузьменко

    Вита Кузьменко

    Ольга Винницкая

    Ольга Винницкая

    Не установлено

    240x400
    240x400