Музейные экспонаты — правдивые свидетельства того, как жили отцы и деды, какие задачи решали. Примерно так рассуждали члены казачьего общества в Минеральных Водах, когда семь лет назад решили создать музей. Так на территории Минераловодского городского казачьего общества появился Казачий культурно-исторический центр.
«На создание центра ушли годы. Церковь строили по казачьим традициям; в четыре угла сооружения заложено по серебряному рублю. Она стоит на земле, привезённой с Афона и с могилы Ивана Сирко. Это казак с картины Репина „Казаки пишут письмо турецкому султану“, что по центру, с трубкой, легендарная личность. Сирко, необычайно талантливый воин и выдающийся политический деятель своего времени, осуществил около 50 военных походов и не потерпел ни одного поражения. Этот дух православной святости, духовного подвига мы и хотим унаследовать, протянув сквозь время связующую нить поколений. В нашем храме все эти годы поминают Сирко»,
— делится атаман Минераловодского городского казачьего общества Олег Губенко, главный вдохновитель создания музея и исполнитель этой идеи.
У входа на территорию казачьего общества установлен памятник погибшим казакам. На нём девять гранитных памятных досок с фотографиями.
На территории общества отстроен руками самих казаков курень: невысокий, с маленькими окошками, белёный. Сложили его из самана, и он ничем не отличается от тех, что стояли в казачьих станицах. В курене русская печь, её сложил мастер. В холодное время года в печи готовят разные блюда.
Олег Вячеславович Губенко — знаток истории, увлечённый человек. Многие годы он отдал изучению истории казачества, является автором ряда книг на эту тему, выпускает сборники работ разных авторов о прошлом Северного Кавказа. Дома у атамана находились интересные предметы и документы, которые и легли в основу музея. Активное участие в сборе экспозиции принял и Пётр Голдин, председатель Совета стариков Минераловодского казачьего городского общества. Передавали и привозили будущие экспонаты и другие, самые разные люди.
И вот 16 марта 2017 года, в день 100-летия окончания Российской монархической государственности, музей принял первых посетителей. Экспозиция, посвящённая Первой мировой войне, революции 1917 года и Гражданской войне 1917–1922 годов была первой. По мере накопления материалов открылся второй зал, содержащий раритеты от скифской культуры до начала XX века. Третья экспозиция музея посвящена предвоенному периоду, 1930-м годам и Великой Отечественной войне.
На стенде под стеклом оружие — семь ружей и винтовок 18-19 века производства Франции и Германии. Под каждым табличка с краткой информацией, например: «Клеймо FW Saarn. Ружьё изготовлено в Пруссии в период правления короля Фридриха Вильгельма Третьего (1797-1840)». На полке стальные кинжалы — кубанский, терский, грузинский. Сколько же информации нужно было собрать, чтобы описать обширный музейный фонд, идентифицировать экспонаты!
В музее представлены старинные иконы в потемневших окладах, православные кресты, фотографии из семейных архивов, в том числе сибирских и забайкальских казаков, медали, как, например, «В память войны 1853–1856 годов», учреждённая в ознаменование завершения Крымской войны и по случаю коронации Александра Второго. Или — нагрудный знак нижних чинов 52 пехотного Виленского Его Императорского высочества Великого Князя Кирилла Владимировича полка. Фотографии исторических деятелей, в том числе и наших земляков, карты, дагерротипы открывают страницы прошлого.
Интересный документ — от попечителя Киевского учебного округа Министерства народного просвещения 8 ноября 1910 года «господину директору Киевской гимназии Г. Науменко» с пометкой «Спешно. Секретно».
«Ввиду прекращения занятий в высших учебных заведениях на 9 и 10 текущего ноября, и возможности попыток к прекращению занятий также и в средних учебных заведениях, по поводу смерти графа Л. Н. Толстого, прошу Вас, Милостивый Государь, принять все зависящие от Вас меры к тому, чтобы занятия во вверенном Вам учебном заведении не были прерываемы…».
Тяжёлый осадок оставляет стенд «Автографы войны» с фотографиями ветеранов, которые проживали в Домах инвалидов Валаама, Бахчисарая, Омска, Московской области, Сахалина, Армении. Народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Геннадий Добров написал эту серию портретов в период с 1974 по 1980 годы. Психологически тяжёлый труд художника вылился в картины истинного видения уродливости войны, израненных тел и душ, но высокого духа.
«К нам часто приходят на экскурсии ребята из пришкольных лагерей. Мы даём им возможность сфотографироваться в настоящих бронежилете и каске, которые побывали на войнах, детворе это очень интересно. А для самых низкорослых ребят есть такой кадр-поощрение: ставим на стул, надеваем папаху, тулуп, и рядом становятся один-два взрослых казака. И мальчишка стоит вровень с ними, ощущая себя взрослым, высоким, одетым по форме, с такими солидными товарищами. У мальчишек поднимается самооценка»,
— рассказал Олег Губенко.
Экспозиция Казачьего культурно-исторического центра в Минводах считается самой подробной в крае среди других музеев и выставок на эту тему.